Персональный сайт Леонида Черновецкого

Леонид Черновецкий: Президентские выборы углубляют экономический кризис в стране, выйти из которого можно лишь путем жесткой экономии и принятия непопулярных решений

Киев сегодня подобен Ватикану — отдельное государство в государстве Украина, где разворачиваются отдельные политические бои и свои бюджетные войны. Это единственный город в стране, где главы районов не подчиняются мэру — их назначает и снимает лично Президент Украины. Это самый большой донор государственного бюджета. И это, пожалуй, единственный город в стране, где чуть ли не каждое второе важное решение местных властей оспаривается в судах разными политическими силами. О том, как городские власти работают в таких условиях, кто виноват и что делать «Эксперту» рассказал Киевский городской голова Леонид Черновецкий.

Вы неоднократно заявляли об изъятии из киевского бюджета в государственный 7,5 млрд. грн. Кто в результате остался без финансирования и как вообще сейчас наполняется городской бюджет?

Эти 7,5 млрд. грн. должны были пойти на выплату адресной материальной помощи, компенсацию разницы в тарифах и завершение строительства стратегически важных для Киева объектов инфраструктуры. Сейчас много городских проектов «зависли», мы не можем выполнить некоторые обещания данные киевлянам, потому что нас лишили нами же заработанных денег. При этом отдельные политики делают заявления, что городские власти некомпетентны, манипулируя мнением киевлян. Я понимаю, что это политика и борьба за власть в Киеве, и понимаю, для чего это делается, но чисто по-человечески это нечестно и несправедливо. Государство уже не способно в прежних объемах перечислять дотации местным бюджетам, а власти на местах самостоятельно не способны профинансировать собственные расходы. Спросите сегодня мэра любого украинского города, каково ему в кризис справляться с планами по наполнению городского бюджета. Я общаюсь со многими коллегами из регионов, и все жалуются на одни и те же проблемы — бюджеты городов не выполняются, предприятия остановились, бизнес свернул финансирование социальных проектов, резко уменьшились рыночный сбор и сбор на выдачу разрешения объектов торговли и сферы услуг. А это говорит о тенизации экономики или сокращении рабочих мест. Налицо глубочайший экономический кризис, какого не было в Украине с момента обретения ею государственности. И если Европа уже выходит из кризиса, Украина с каждым днем погружается в него все глубже и глубже, потому что грядут президентские выборы и никому во власти нет дела до конкретных эффективных экономических решений. Для того чтобы победить бедность в Украине, необходимо создавать привлекательные условия для ведения бизнеса. Но бизнесменов-избирателей в стране от силы 10% и они пассивны на выборах, поэтому ставка делается на социальный популизм, а это еще более усугубляет экономический кризис.

Как честно подойти к решению бюджетных проблем?

Создавать привлекательные условия для бизнеса и экономить. Посмотрите: за первое полугодие 2009 года в общий фонд государственного бюджета поступило почти на 15% меньше, чем за тот же период прошлого года. Если учесть почти 20% инфляцию, то доходы снизились на треть. При этом от месяца к месяцу ситуация с бюджетом только усугубляется, государству катастрофически не хватает денег. За январь-сентябрь дефицит госбюджета составил 24 млрд. грн., а дефицит общего фонда госбюджета по итогам девяти месяцев составил почти 25 млрд. грн. Это притом, что годовой дефицит общего фонда утвержден на уровне 9,244 млрд. гривен. Только по итогам сентября прирост дефицита госбюджета составил 46%, или 7,61 млрд. гривен.

Мы это ощущаем по всем городским проектам, которые должны были финансироваться из государственного бюджета — на большинство из них за год не выделено ни копейки. Путей наполнения бюджета в мировой экономике придумали не так много — экономить, наращивать долги или печатать деньги. Но сейчас выборы и никому из политиков некогда заниматься экономикой. Главное, — пообещать и победить.

И что, по-вашему, нужно сделать? Ведь кризис сегодня не только в Украине, а во всем мире.

Снизить налоги и планировать бюджет не на год, а на несколько лет. В отличие от стран развитых, мы никак не приучимся жить по доходам. И сколько б мы ни зарабатывали, как бы эффективно ни развивалось производство, сельское хозяйство, Украина всегда будет бедной страной. До тех пор, пока власть не поймет: надо заниматься экономией и экономическим анализом.

Вы же сами только что говорили о невыполнении бюджета, а теперь предлагаете снизить налоги. За счет чего его тогда наполнять?

Еще будучи народным депутатом я предлагал налогообложение, принятое и апробированное в процветающих странах. Речь идет о Законе об НДС – сделать ставку 5% вместо 20%. Богатые страны отличаются от бедных, коррумпированные от некоррумпированных именно ставками налогообложения. В Швейцарии НДС 7%, в США и Австралии такого налога нет вообще. В Италии во Франции – до 20%, а в Швеции вообще 25%. Так вот, в Швейцарии социальная защищённость в 2–3 раза выше. Чем меньше ставка налогообложения, тем выше уровень жизни. Конечно, если сегодня мы тотально уменьшим налоги, то в ближайшие несколько месяцев значительно уменьшатся поступления в бюджет. Но потом они вырастут, и неизмеримо, и пойдёт рост экономики. Мы должны иметь маленький налог, освободить производителя от непосильного нынешнего налогового бремени, и тогда производитель начнет наращивать выпуск продукции, увеличивать обороты, увеличивать прибыль, а от этого увеличатся и поступления в бюджет. Чтобы накормить голодного, нужно дать ему не рыбу, а обыкновенную удочку и научить его ловить. Последнее высказывание банально, но правильно!

Помнится, Вы наоборот предлагали ввести налог на роскошь.

А я и сейчас за это выступаю. Моя идея заключается в том, что богатые должны платить за бедных. «Налог на роскошь» – это специальный взнос, целью внедрения которого является предоставление денежной или другой помощи незащищенным слоям населения за счет граждан, которые получают высокие и сверхвысокие доходы. Предметами роскоши я считаю престижные автомобили с объемом двигателя более 3000 куб. см, катера, яхты, самолеты, квартиры площадью от 150 кв. м, земельные участки в Киеве площадью более 0,10 га, или наличие нескольких квартир или домов. Я готов первым заплатить такой налог — показать пример другим. Квартплата тоже должна быть разной. Зажиточным жителям столицы, которые проживают в максимально комфортных элитных домах, все равно, платить за квартиру 500 грн. или 2 тыс. грн. — их доходы это позволяют. Однако увеличение стоимости коммунальных услуг для них – это важный вклад в благополучие всего города.

Кроме налога на роскошь я еще выступаю за налоги на загрязнение воздуха, воды, земли. Плата за пользование природными ресурсами должны хотя бы соответствовать ущербу — действующие ставки не покрывают и десятой части причиненного вреда. Такие схемы успешно работают в Европе, в богатых странах. Думаю, Украина не так богата, чтобы разбазаривать свои ресурсы. Также стоит перейти на адресное предоставление социальных гарантий, в частности льгот по ЖКХ и по проезду и предоставлять эти льготы только социально незащищенным слоям населения.

Каким образом, ведь и сейчас льготы имеют не все? А процент «липовых» льготников будет всегда.

Я предлагаю «обнулить» всех льготников, и разработать единую «социальную карточку киевлянина», где будет собрана информация обо всех существующих льготах — на транспорт, медицину, коммунальные тарифы и пенсию, социальные надбавки. Благодаря этому у города появится возможность контролировать ситуацию, чтобы помощь получали те, кто действительно в ней нуждается. Те из киевлян, которые пользуются льготами незаслуженно, этих льгот лишаться. Деньги на эту карточку ежемесячно будут поступать из городского бюджета и распределяться в зависимости от потребностей конкретного человека. Таким образом, киевляне будут защищены от подорожания жизни, высоких тарифов на коммунальные услуги или медикаменты. В использовании система будет простой и прозрачной: люди будут платить живыми деньгами ту же сумму, что и раньше, а недостающую разницу — по карточке. В результате дотируется конечный потребитель.

Весной вы заявляли, что будете баллотироваться на пост Президента. Почему сейчас изменили решение?

Сегодня должность Президента обескровлена последними решениями парламента и изменениями, внесенными в Конституцию для того, чтобы урезать его права. Неэффективная Конституция делает невозможным эффективное управление страной. Для того чтобы украинская власть получила возможность противостоять кризису, нужен единый центр власти. Орган, который, имел бы необходимые полномочия для принятия непопулярных решений для выхода Украины из кризиса, имел бы возможность контролировать реализацию этих решений и нес бы политическую ответственность за последствия таких решений. Сейчас я не вижу другого варианта, кроме как переход к президентской республике. А сегодня идти в президенты, не имея мощной фракции в парламенте, несерьезно. Это безответственно – обещать изменения, которые я не смогу внести без сотрудничества с основными политическими игроками. Поэтому сначала я хочу пройти в Верховный Совет.

Светлана Палий, “Эксперт-Украина”, №46

Вам также может быть интересно

Наверх