Надо признать, что мы живем в стране, в которой люди имеют разный достаток: один зарабатывает миллион в день, другой – несколько тысяч гривен в год.
В чем состояла моя идея? Я хотел, чтобы в Киеве, в котором живут очень богатые люди, и их не менее 20%, именно эта часть горожан несла расходы на оплату коммунальных услуг путем дифференциации тарифов: для богатых они должны быть высокими, для бедных – минимально низкими.
Для богатых киевлян оплата коммунальных платежей не была бы столь обременительной, как для обычного столичного пенсионера. Поскольку очевидно, что обеспеченные жители Киева тратят в ресторанах за один вечер больше денег, чем получают за месяц какие-то бабушки или дедушки.
В будущем я хотел вообще освободить от уплаты коммунальных услуг киевлян, для которых эта статья расходов – тяжелейшее бремя, а таких было на тот момент порядка 650–700 тысяч.
На первом этапе планировалось дифференцировать тарифы для обычных потребителей и для успешных компаний и предприятий, которые имеют высокие прибыли, – банки, казино, рестораны.
В целом я знал, что повышение тарифов – крайне непопулярное решение. И что никто, даже те, кто верили мне и поддерживали мои шаги, этому аплодировать не будут. Я не надеялся на аплодисменты. И все мои критики на тот момент прекрасно знали: тарифы на коммунальные услуги в Киеве нужно было повышать.
Целью повышения тарифов было прежде всего желание восстановить жилищно-коммунальную отрасль столицы, чтобы дома и дворы на каждой из улиц имели столичный комфорт, чтобы подъезды были отремонтированы, мусор убран, лифты работали, ночные улицы освещены. Но идея состояла в том, чтобы сделать это не за счет киевлян, которым после уплаты за коммунальные услуги хватает только на хлеб и воду, а за счет богатых людей и успешных компаний, для которых повышение тарифов не означает жизнь впроголодь и невозможность купить необходимые для жизни лекарства…
30 октября 2008 года было принято решение сессии Киевсовета о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По моей личной инициативе депутаты проголосовали за то, что тарифы для обычных людей останутся без изменения, а для особо прибыльных коммерческих предприятий будут увеличены в 5–10 раз.
После этого я подписал соответствующее распоряжение, которое регламентировало повышение тарифов в первую очередь для юридических лиц в 1,08–9,5 раза, но оно впоследствии было отменено Президентом Украины 20 ноября 2008 года.
27 ноября 2008 года было повторно подписано распоряжение главы КГГА о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для юридических лиц, которое 12 января 2009 года опять было отменено Указом Президента.
В 2009 году опять было подготовлено и подписано распоряжение главы КГГА о повышении тарифов на коммунальные услуги для девяти категорий коммерческих предприятий в 8,55 раза с 16 января вместо установленного ранее повышения для 11 категорий предприятий в 9,5 раза с 1 декабря.
Это распоряжение предусматривало повышение тарифов для казино и игорных заведений; ночных клубов и стрипбаров; баров в развлекательных заведениях; офисов политических партий; бирж, ломбардов и агентств недвижимости; магазинов оружия, антиквариата, ювелирных изделий; операторов мобильной связи; пунктов обмена валют; оценщиков.
Таким образом, был уменьшен перечень юридических лиц с 11 до 9, для которых повышались тарифы, а также исключены из него автосалоны и 3-, 4- и 5-звездочные гостиницы.
Все тарифы для девяти видов юридических лиц повысились в 8,55 раза: на отопление – на 40,65 до 46,03 грн/кв. м отапливаемой площади в отопительный сезон, на горячую воду и водоотвод – на 125,13 до 141,7 грн/куб. м, на холодную воду и ее отвод – на 33,98 до 38,48 грн/куб. м.
Соответственно, КГГА признала утратившим силу распоряжение от 27 ноября о повышении тарифов на коммунальные услуги для 11 категорий юридических лиц в 9,5 раза, отмененное президентом Виктором Ющенко.
Но и новое распоряжение было впоследствии отменено.
В итоге можно сказать, что в течение 2007–2009 годов я хотел сделать социально справедливые тарифы и ввести более 10 разных тарифов для различных групп пользователей прежде всего для того, чтобы расходы на жилищно-коммунальные услуги для социально незащищенных слоев населения постепенно снижались, а качество предоставляемых услуг только повышалось.